Home

Advertisement

Customize

kybajido - Рязанский музей анатомии

May. 27th, 2009

08:40 pm - Рязанский музей анатомии

Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry


Музей, с которым я познакомлю вас в этот раз, безусловно, уникален. Он не хранит в себе старые реликвии, драгоценности или произведения искусства. Он хранит в себе вещь куда как более важные – разгадки тайн природы. Если быть точнее разгадку самой значительной и величественной ее тайны – тайны человеческого тела.
Ходили мы туда, как и во все остальные музеи с [info]kica_c_hvostom. Фотки в этот раз делала только она, я же их скромно обработал. В общем круто было...

Музей, с которым я познакомлю вас в этот раз, безусловно, уникален. Он не хранит в себе старые реликвии, драгоценности или произведения искусства. Он хранит в себе вещи куда как более важные – разгадки тайн природы. Если быть точнее, разгадку самой значительной и величественной ее тайны – тайны человеческого тела.

В музей анатомии человека на кафедре «Нормальной и топографической анатомии» Рязанского государственного медицинского университета мне было попасть не так уж легко. Однако барьеры удалось преодолеть, и я оказался в этом интересном месте. Музей мне показывал кандидат медицинских наук Артем Владимирович Павлов, а экскурсия началась еще за долго до того, как я переступил порог «заповедных» помещений музея. Началось все с беседы о самом музее, о его экспонатах и о том нужно ли это посещение людям далеким от медицины. Как я потом понял, доктор Павлов избрал верный путь…

- …музей действительно старый. – Начинался рассказ доктора. - Институт переехал в эти корпуса в 60-х годах прошлого века. Здание, в котором размещается кафедра «Нормальной и топографической анатомии» построено в 67 году прошлого века. Когда в 1950 году институт переводили из Москвы в Рязань, то вместе со всем остальным переехал и музей анатомии человека. Некоторые экспонаты которого весьма почтенного возраста. Например, мумифицированная голова с тщательно отприпарированными артериями была выполнена в 1906 году. Витрины музея полны необычными с точки зрения обывателя и уникальными, по мнению специалистов препаратами.
В настоящий момент не найдется кафедры анатомии человека, не имеющей собственного музея. В его залах студенты имеют возможность самостоятельно изучать особенности строения человеческого тела, сравнивая изображения в атласах с реальным расположением органов и структур. По мнению профессора В.Н.Тонкова идеальный анатомический музей, служащий для обучения студентов и врачей, должен иметь четыре составляющие: учебный музей, аудитории практических занятий, собрание препаратов, служащих для демонстрации на лекциях, научный музей кафедры.

В нашем музее все устроено для студентов. Важной миссией учебного музея анатомии можно считать то, что он позволяет студентам и врачам восстанавливать в памяти в течение семестров обучения все необходимые сведения. Вряд ли кто из современных специалистов подвергнет сомнению то, что адекватное запоминание материала основывается главным образом на зрительном восприятии. Чем чаще повторяется впечатление, тем прочнее картина предмета в памяти. Учебный музей со своими многочисленными экспонатами, снабженными яркими и краткими пояснениями, способствует тому, чтобы студенты приобретали как можно больше зрительных впечатлений.

Однако, он не такой современный, как был в свое время. Да, для 60-х – это лучшее, что было на тот момент, сейчас многое уже надо менять. Жалюзи, система кондиционирования, отопления с поддержанием постоянной температуры в залах – все это необходимо сейчас, но пока достаточного финансирования нет, музей работает, так же как и полвека назад.
Сейчас экспозиция размещается в трех залах. В первых двух расположены препараты, иллюстрирующие раздел нормальной анатомии человека. Там можно увидеть отдельные органы тела человека в норме. В третьем же находятся препараты топографической анатомии, показывающие взаимоотношение органов в отдельных областях тела. Знание топографической анатомии чрезвычайно важно практикующему врачу. Все органы в теле человека находятся в определенных анатомических взаимоотношениях, и знать особенности их положения, кровоснабжения и иннервации представляется необходимым для успешной постановки диагноза и последующего лечения.

Музей кафедры является гордостью ее сотрудников и каждый преподаватель стараетсяся привнести в этот музей что-то новое. Поэтому в залах собраны препараты, выполненные по необычным и зачастую уникальным методикам. Например, вот этот препарат. – Говоря это, доктор Павлов достал с одной из своих полок крохотного младенца размером с ладонь и дал мне в руки (при ближайшем рассмотрении плод оказался девочкой). – Это настоящий человеческий плод, 22 -24 недель. Создан этот препарат по необычной для современной анатомической техники методике – парафиновой мумификации. Вам когда-нибудь доводилось слышать об Эвите Перон, жене Аргентинского диктатора Перона? Она была забальзамирована именно по этой технологии, которой виртуозно владел известный профессор анатомии Педро Ара. В течение нескольких лет он работал над телом Эвиты. Проделав блестящий труд, он вошел в историю как величайший бальзамировщик. Однако, с его смертью, умерла и сама методика. А препараты изготовленные профессором Ара до сих пор восхищают и удивляют зрителей. Методика парафинирования сложна и кропотлива. сколько бы мы не старались ее повторить, до сегодняшнего дня не получилось. Лишь робкие попытки приблизиться к его творениям – то, что вы сейчас держите в руках. – Плод, который я держал в тот момент в руках, было если не пугающе для меня, то, по крайней мере, необычно и даже слегка футуристически, как правильно сказал доктор. Честно, в тот момент у меня родилась мысль, что каждой девушке или женщине, которая хочет сделать аборт надо дать в руки этого младенца. Я думаю, после этого они бы поменяли свое мнение. В тот момент, мне захотелось спросить у доктора, а есть ли среди препаратов уроды, чтобы заранее себя подготовить. Увидев мою необычную реакцию и предвосхитив вопрос, Артем Владимирович продолжил. – Знаете, большинство экспонатов совсем не страшные. Да, у нас есть, препараты, иллюстрирующие различные патологии, врожденные уродства и прочие отклонения от нормы. Однако их не так много, как остальных – препаратов нормальной анатомии человека.

Как я уже говорил, музей полон интересных и редких препаратов. Профессор Борис Михайлович Соколов, который был вторым руководителем кафедры, очень много сделал для того, чтобы музей пополнился такими экспонатами. Профессор Соколов занимался изучением нервной системы и как следствие основного направления кафедры музей стал пополняться уникальными препаратами, иллюстрирующими ее работу. Некоторые из них, хотя и сделаны полвека тому назад, до сих пор неповторимы. В 1986 году кафедру возглавил топограф-анатом профессор Бидзина Илларионович Хубутия. Он занимался оперативной хирургией сердца, и это направление научных интересов нашло свое отражение в коллекции музея. – В этот момент меня стал мучить вопрос, а откуда же возможно набрать столько ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ТЕЛ, чтобы сделать подобное количество разнообразных препаратов? – В советские времена с телами на кафедре недостатка не было: невостребованные трупы по запросу института передавались для научных и образовательных целей, позже это оказалось негуманным и нарушающим права человека. Было даже решение позволяющее использовать лишь тела, завещанные для науки . Однако, вы вдумайтесь…Простите, я бы лично не стал завещать свое тело студентам-медикам, хотя и сам врач. К счастью, это положение просуществовало не долго и сейчас закон позволяет кафедрам анатомии использовать невостребованные тела, хотя для этого и надо пройти довольно сложную юридическую процедуру. Кроме того, современная промышленность, основываясь на богатых анатомических знаниях, изготавливает большое количество муляжей. Многие из них представляют собой отличные копии частей тела. К сожалению, наряду с явными достоинствами (безвредность, долговечность и нетребовательность к условиям хранения) использование муляжей постепенно отодвигает в медицинских университетах знания по препарированию и консервации тел на второй план.

Возникшие в последнее время серьёзные сложности с приобретением биологического материала провоцируют собой снижение уровня анатомических знаний, как преподавателями анатомии, так и клиническими специалистами, что в свою очередь негативно отражается на общем уровне медицины. Врачи вынуждены изучать строение человека на пациентах. Где же гуманизм? – С каждой минутой мне все больше хотелось попасть туда, куда я собирался. Но дальнейший рассказ доктора Павлова заставил меня задуматься, над вопросом, а зачем мне это нужно? Прикосновение к смерти, к ее обратной стороне, которая закрыта для живых и еще более недоступна мертвым – нужен ли мне этот плод познания? – Откровенно скажу вам, что музей закрытый. Тяга к смерти как к чему-то непознанному и запретному для человека нормальна. Каждый из нас в определенном возрасте стремился к тому, чтобы посмотреть, прикоснуться к тому, что скрыто за гранью жизни. Поощрять это лишний раз не надо. Кое-что из того, что мы сейчас видим в средствах массовой информации (Я не хочу вас обижать) бывает ужасным. Гласность гласностью, но не все стоит того, чтобы это показывать. Так вчера меня поразила статья в одном из СМИ о катастрофе автобуса, в которой погибли 5 человек. Статья была проиллюстрирована фотографиями обгоревших и изуродованных трупов жертв автокатастрофы. Возникает вопрос, зачем это делается и к чему приведет. Что таким образом можно воспитать в человеке? Циничное отношение к жизни воспитывать в людях не допустимо.

– И что же, значит, к вам нельзя попасть никак? – Можно. Необходимо только связаться с руководством нашего университета и объяснить причину, по которой вы хотите сюда попасть. Согласовать время посещения музея с кафедрой труда не составит. Денег за экскурсии мы не берем, они бесплатны. В зависимости от того, какой преподаватель будет свободен в этот день, он и будет знакомить вас с музеем. Они разные по объему, но всегда интересные. У нас часто бывают школьники профильных старших классов, собирающиеся посвятить себя медицине. Вряд ли найдется лучший тест на профессиональную пригодность, чем залы анатомического музея. Ведь это не просто белый халат, - в этот момент доктор Павлов слегка приподнял пальцами лацкан своего халата, - это образ жизни. Если ты не можешь видеть мертвое человеческое тело, разрезы, распилы. Зачем тебе все это? Музей анатомии специальный. Эти залы для посвященных. Студенты медицинского профиля тоже не сразу готовы принять все особенности своей будущей профессии. В подготовке врача используется поэтапный уровень обучения с постепенным усложнением получаемой информации. Это в полной мере касается и преподавания анатомии человека. Так и залы музея поэтапно знакомят студента с телом человека, постепенно увеличивая объем предоставляемой информации: костная система, связочный аппарат, мышцы, сосуды и так далее. Только изучив строение скелета студенты получают доступ к телу. Не всегда работа с биологически материалом дается ребятам легко: для этого необходима определенная психологическая подготовка. Поэтому такой подход реализован специально, чтобы поэтапно подготовить студента.

Однако не следует смешивать профессиональный интерес медика и любопытство обывателя. Обычным людям эти знания не нужны.
Про каждый препарат можно читать лекцию, но будет ли она вам интересна? Чтобы музей помог вам закрепить знания о строении тела человека их надо иметь.
После этого мы отправились в музей…

В течение нескольких часов мне удалось посетить интереснейшую экскурсию в стенах музея и пообщаться с интересным человеком. В музее есть все, начиная от самого маленького человеческого зуба, заканчивая сложными и уникальными препаратами нервной системы – спинным и головным мозгом, отдельными нервами и многим другим. Главное помнить одно, музей анатомии – это не развлечение, это познание. Видно поэтому вход в него доступен не каждому.

Comments:

[User Picture]
From:[info]eta4ever
Date:May 27th, 2009 04:59 pm (UTC)
(Link)
Ух, блин... Познавательно, некоторые кадры - прямо зона 51 какая-то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 27th, 2009 05:16 pm (UTC)
(Link)
да уж...час в фотожопе с лайтрумом провел)))антуражненько получилось
При этом, это только 25% всех экспонатов....
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]dmitryk7
Date:May 27th, 2009 05:52 pm (UTC)
(Link)
Охренительная статья. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]dmitryk7
Date:May 27th, 2009 06:01 pm (UTC)
(Link)
Пропиарил у себя в журнале. И в твиттере.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]fotofred
Date:May 27th, 2009 07:20 pm (UTC)
(Link)
отлично снято! спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 27th, 2009 07:47 pm (UTC)
(Link)
запросто! Только тут фотошопа больше, чем фотографии...но это так к слову.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]sssouth
Date:May 27th, 2009 07:36 pm (UTC)
(Link)
круто!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 27th, 2009 07:49 pm (UTC)
(Link)
И не говори! ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]sweet_son
Date:May 27th, 2009 07:49 pm (UTC)
(Link)
дернул меня черт пролистать френдленту на ночь :-/
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 27th, 2009 07:51 pm (UTC)
(Link)
Предупреждал...

Особенно хорошо после такого кушать идти)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]flagg_1987
Date:May 27th, 2009 08:19 pm (UTC)
(Link)
Класс.. Написано и снятно очень интересно, да и обработка на 10 баллов из 5.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 04:03 am (UTC)
(Link)
Рад, что понравилось!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]iron_bug
Date:May 28th, 2009 04:52 am (UTC)
(Link)
Здорово! Жаль,подписи не видно. В них самое интересное всегда - пояснения.
Видела как-то анатомический музей в одном морге. Очень интересно. Жаль, туда нельзя просто прийти любому желающему как, например, в краеведческий. Хотя, во времена кризиса могли бы даже и подзаработать на этом: ведь от посететелей вреда нет, экспонаты всё равно стоят, пылятся, а могли бы приносить пользу - деньги за вход в музей могли бы собирать и пускать на развитие музея и медицинского обучения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 05:02 am (UTC)
(Link)
Да, точно класс! Я тебя уверяю в таком диком количестве латыни, как на пояснениях, черт голову сломит)))
Настоящую смерть не каждому нужно видеть, так что я бы оставил музей закрытым.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]manyu_extazzzzi
Date:May 28th, 2009 06:16 am (UTC)
(Link)
в музее все эти экспонаты не так ужасно выглядят и не вызывают такого омерзения, как на фотографиях. А почему попасть туда сложно? Одел белый халат и пошёл.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 09:47 am (UTC)
(Link)
Нет...музей с этого года под замком. доктор сказал, что было решение его закрыть от студентов, которые стали пиздить кости))) (хорошо не банки с органами, хехе).
А фотки я делал специально такими - стилизация под старину, под медицинский стимпанк типа Франкенштейна...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]nemonigel
Date:May 28th, 2009 06:20 am (UTC)
(Link)
Натуралистично, прямо почувствовал запах препараторской и запах формалина в анатомичке.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]malyutkaskurato
Date:May 28th, 2009 08:28 am (UTC)
(Link)
Жутковато. Но полезно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]magictop30
Date:May 28th, 2009 07:19 am (UTC)

TOP: 2009-05-28 11:20

(Link)
Вы попали в top30 на яндексе самых обсуждаемых тем в блогосфере. Поэтому копия вашего поста доступна в ленте по ссылке
Почитать текст со всеми комментариями можно тут
Это Ваш 1-й ТОПовый пост за последний год. Посмотреть статистику автора можно тут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]phenobarbidol_
Date:May 28th, 2009 08:49 am (UTC)
(Link)
Нехватает подписей к фотографиям с комментариями - что и как.:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 09:48 am (UTC)
(Link)
Да там особо нечего комментировать. Да и часть инфы на банках. Важен текст и антураж самих стилизованных фоток))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kmaksim_dolphin
Date:May 28th, 2009 09:11 am (UTC)
(Link)
Замечательные фотографии
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 09:49 am (UTC)
(Link)
Спасибо старались на пару моей спутницей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kuril_solomov
Date:May 28th, 2009 09:41 am (UTC)
(Link)
очень интересный материал, спасибо )

мне, как человеку рисующему, было бы очень интересно там побывать... конечно существует масса книжных пособий, очень качественно иллюстрированных, но собственный взгляд не заменит ничто. Да и с точки зрения получения новых впечатлений тоже интересно. А что до "проникновения на ту сторону жизни", есть же всякие выставки типа "Bodies", и они отнюдь не закрыты... Ну пусть бы люди посмотрели, думаю, кому не интересно туда и не пойдет
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 09:51 am (UTC)
(Link)
Надо быть остарожней с такими музеями. Тем более с людьми котороые туда хотят. Как правильно заметил доктор - важна причина. Маньяков плодить не очень хочется...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]a_who_lee
Date:May 28th, 2009 09:43 am (UTC)
(Link)
брррррррррррр.жуть берет хотя и интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 09:51 am (UTC)
(Link)
Старался))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]mama_lemisha
Date:May 28th, 2009 09:56 am (UTC)
(Link)
Когда я учился на био-химе МПГУ у нас тоже был такой музей, а нам первокурсникам экскурсию устраивали студенты старших курсов... больше не сколько вид вызывал рвоту, а запах фурмалина в хреново-кондиционируемом помещении... вообще да - было познавательно и фотографии у вас отличные вышли)
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 10:04 am (UTC)
(Link)
Спасибо. Музей хорош. Кстати формалином особо не пахло. Мумии и куски человеческого мяса - вот это да...рВОты не вызывало (насмотрелся за свою жизнь, хе-хе), но ощущения неприятные были)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]mihsol
Date:May 28th, 2009 10:36 am (UTC)
(Link)
познавательно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 10:43 am (UTC)
(Link)
Спасибо))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]at_85
Date:May 28th, 2009 11:08 am (UTC)
(Link)
у мя ща по радио в тему tool-vicarious играет) а фотки зачотные..я уже давно собираюсь пойти в местную анатомичку и нащолкать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 11:12 am (UTC)
(Link)
Давай-давай! Там будет интересно,хехе!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]nick78rus
Date:May 28th, 2009 11:20 am (UTC)
(Link)
жутко но интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 28th, 2009 11:34 am (UTC)
(Link)
Еще интересней ходить по самому музею)))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]steel_mangolia
Date:May 28th, 2009 12:00 pm (UTC)
(Link)
и матка с плодом настоящие?
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]neo_gumanist
Date:May 28th, 2009 01:58 pm (UTC)
(Link)
естесссно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]synthetic_girl
Date:May 28th, 2009 02:02 pm (UTC)
(Link)
боже милостивый
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 29th, 2009 08:42 am (UTC)
(Link)
и не говори))
(Reply) (Parent) (Thread)
From:[info]vitverniy
Date:May 28th, 2009 03:54 pm (UTC)

Рязанский музей анатомии

(Link)
Отличный обзор.но позволю не согласиться с тем,что человеку нельзя показывать смерть и напоминать о ней.это создает впечатление,что жизнь-вечна и будет всегда,а значит можно делать что хочу.если задумываться,что все мы не вечны,то будет гораздо более правильное отношение к жизни.не будет желания делать глупости,если времени не так много.надо это время потратить не на бесполезные дела,а на что то нужное.поэтому считаю что любой человек должен помнить что и он умрет в конце концов.но это одновременно не должно омрачать жизнь и не давать радоваться каждому мгновению.думаю это даже будет способствовать более острому ощущению ценности каждой секунды жизни.
А у медиков действительно излишне легкое представление и отношение к смерти.опасно что может перерасти в привычку.сам медик и боюсь этого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 29th, 2009 08:47 am (UTC)

Re: Рязанский музей анатомии

(Link)
Ни я ни доктор, который меня сопровождал не сторонники полного запрета знакомства с такими экспонатами, однако чтобы попасть в такой музей нужна причина. да и по ТВ часто такое крутят, что ужас - пошло и грязно. Тут важно само отношение к смерти, его определенно необходимо вырабатывать, чтобы чувствовать вкус жизни - в этом я согласен. Но не варварскими методами, а спокойно и без фанатизма. Я бы даже сказал максимально духовно.
На счет медиков это да...доктор Павлов так и сказал, что все медики в равной степени больны легким отношением к смерти, но анатомы особенно выделяются. Представьте только, каждый день вскрывать трупы мертвых людей...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]barkovva
Date:May 29th, 2009 10:13 am (UTC)
(Link)
Фотки отлично передают настроение!
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]kybajido
Date:May 30th, 2009 07:03 am (UTC)
(Link)
Старались на пару))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]
From:[info]panchul
Date:May 29th, 2009 08:01 pm (UTC)
(Link)
Отличный пост. У меня тоже есть два поста про естественнонаучные музеи (Сан-Франциско и Сан-Антонио), но они более хм спокойные :-)

http://panchul.livejournal.com/91868.html

http://panchul.livejournal.com/55391.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]
From:[info]0_ember_0
Date:November 4th, 2009 10:27 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно, спасибо. Наверное, мне надо быть медиком - просматривая фото я спокойно кушал.
(Reply) (Thread)

Advertisement

Customize